Но обычно под диалогом понимается разговор коуча и клиента. Привычная ситуация – коуч задает вопрос, клиент на него отвечает. Или ….. ищет ответ, погружаясь в размышления… Возникает вопрос – что происходит при этом с диалогом коуч-клиент?
Принято считать, что в момент поиска внутреннего ответа на свой вопрос, этот диалог прекращается. И, как бы, коучинг на этот момент останавливается – клиент раздумывает над решением задачи и «находит свои ответы». Но паузы в коучинге могут быть слишком долгими и «затяжными». И как быть? Коучинг на это время останавливается?
Что происходит по сути в момент таких пауз?
Если принять во внимание то обстоятельство, что в процессе работы между коучем и клиентом возникает определенное информационное поле, которое во многом и определяет эффективность работы, то понятно, что диалог, который ведется в ходе коуч-сессии, также является частью этого поля.
В системно-интегративном подходе коучинга, который я использую в своей практике коучинга, активно используется термин невербальная фасилитация — умение продолжать коуч-сессию в момент таких «пауз» клиентов. Более того, клиент они нужны для переосмысления своих действий. Эти паузы Иван Рыбкин, один из основателей системно-интегративного подхода называет «паузы осознания».
Невербальная фасилитация со стороны коуча ведет к тому, что коучдиалог не прерывается в ходе таких пауз и «зависаний» клиента.
Но есть ли инструменты для поддержания такой фасилитации?
В системно-интегративном коучинге одним из эффективных инструментов поддержания такой невербальной коммуникации являются темпоритмические движения всем корпусом коуча или как их еще в шутку называют — спинодвигательные рефлексы. Суть инструмента заключается в том, что во время коуч-сессии коуч внимательно отслеживает темпо-ритм движения клиента и в момент пауз начинает его воспроизводить и усиливать. Диалог, таким образом, продолжается, даже несмотря на то, что коуч и клиент внешне молчат. Важно понимать, что при этом клиент продолжает ощущать присутствие коуча и, тем самым, коуч-сессия приобретает непрерывный процесс.
Принято считать, что в коучинге важным является установление первичного контакта с клиентом, «подстройка» под него с целью эффективной работы.
Но в тоже время, помимо собственно установления контакта, важной частью в коучинге является поддержание, удержание и развитие этого контакта (и, соответственно, диалога) между коучем и его клиентом. И чем дольше возможна эта непрерывность, тем эффективнее помощь коуча своему клиенту.