Если вы всерьез поработаете с этой схемой, то столкнетесь с тем, что цели далеко не у всех в личном коучинге настолько осознанны, что можно сразу же задавать к ним вопросы. Поэтому на Западе появились I- GROW, RE- GROW и еще много разных дополнений, которые повышают действенность этой модели. Но повторяю, в реальной работе она слишком рациональна и напрочь не учитывает такое важное направления развития, как ценности. В ней просто нет вопроса – почему вам это важно? работа с ценностями отсутствует как факт НА СИСТЕМНОМ УРОВНЕ. Их просто нет в этой модели. Да, конечно, в зависимости от своего опыта его может кто-то задать, а кто-то ведь и не задаст? Просто сочтет его излишним. Второе, у нас совсем другая структура коуч-сессии в отличии от американской модели. Под американской мы имеем в виду вполне конкретные сессии, получившие в России некоторое распространение (это то как эти модели делаются сейчас в России). Первая ловушка американской модели коучинга – быстрое смартирование и оценка деклараций, а не подлинных целей ведет к их навязыванию клиенту. Следуя своим принципам индивидуального успеха, там сразу начинают готовить "чемпионов" и пропихивать (термин взят из спортивной конной выездки) человека к успеху. Это выражается в многочисленных калибровках и шкалировании, смартировании результата коучинга на входе в сессию. Как ни странно эта работа оказывается абсолютно бесполезной во многих случаях, т.к. в начале сессии в России многие люди не могут для себя четко осознать, что же они хотят на самом деле. Т.е. отделить свои подлинные цели/результаты от декларируемых. Это на самом деле далеко не так просто. У нас не Америка, где есть готовые планы развития и успеха. Многие вещи здесь находятся в коллективном бессознательном. Да и вообще роль неосознаваемого в коучинге гораздо больше, чем принято считать. Подлинное намерение в человеке все равно возьмет свое, независимо от того, сколько раз вы себе будете говорить мне надо вот это! Поэтому можно смартировать декларации, но чаще всего это НЕ ПРИВОДИТ к результатам для клиента. Более того, если вы этим занимаетесь, то получается, что теряете время свое и клиента. Для проверки, сколько к вам пришло людей, кто сам себя уже смартировал по целям? В личной практике в России – единицы.
Вторая ловушка американской модели коучинга – удобные декларируемые цели принимаются коучем за подлинные и тем самым навязываются клиенту в качестве его собственных целей. Здесь есть несколько тонкостей, которые могут возникать в сессии. Многие люди в России любят, когда решение выносится им на блюдечке. Поэтому здесь возникает хорошая ловушка для такого коуча. Он из всех сил пытается сразу же уточнить декларации, а сам клиент еще не готов ни к чему подобному. Он соглашается идти за коучем. Если коучу удобен результат для партнера, то он незаметно (на эмоциях и поддержке) навязывает ему, что то, что он декларирует и есть подлинный результат. Происходит подмена целей и результатов, которая ведет к тому, что клиент принимает не свои подлинные цели/результаты, а навязанные ему коучем. Как следствие, клиент в своей реальной жизни этих результатов не достигает. Это ведет к разочарованию в коучинге как таковом. Третья ловушка американской модели коучинга - Похоже, уровень калибровки планки вызова во многих сессиях, отличных от сесиий СИ коучинга, также хромает. Планка вызова должна мотивировать человека к развитию, но она не должна быть оторванной от его ресурсов и реалий среды, где он экологично существует. Этот уровень проверки на ресурсы и возможности СУЩЕСТВЕННО ВАЖЕН для результатов коучинга. Если им пренебрегать, что часто делается в американской модели, то можно попасть в еще одну ловушку, которая называется немотивированная мотивация к успешности. Поэтому, когда встречаетесь с коуч-сессиями других школ, прежде всего американской традиции, обращайте внимание на эти моменты. Это поможет вам усиливать свою профессиональную эффективность. Иван, отличная статья. А есть ли ей продолжение?