+7 (925) 502-69-31 +7 (495) 502-69-31

Еще раз про отличия Системно-интегративной коуч-сессии от других вариантов коучинга.

Автор: Рыбкин Иван Ну, вот и пришло время подробно рассматривать отличия нашего подхода от других школ и сессий, которые они предлагают. Меня, прежде всего, интересует эффективность применения сессий в двух перспективах - краткосрочной и долгосрочной. Об этом речь еще впереди. Сегодня же мы поговорим о некоторых ловушках, в которые можно легко угодить, следуя широко разрекламируемым вариантам коучинга. Мы давно говорим, что коучинг требует кропотливого труда для своего профессионального освоения. Ловушки возникают тогда, когда пытаются его передать слишком быстро. Итак, еще раз (не последний!) про отличия сессии нашего СИОКоучинга и сессий других подходов к коучингу. Во-первых, самих вариантов коучинга, которые построены на определенной модели и имеют конкретную схему сессии, к удивлению, совсем немного. На рынке до сих пор нередко бытует подход, что вопросы у коуча ДОЛЖНЫ рождаться сами собой, следуя определенной модели развития. Мы сами проходили этот период. Он основан на интуитивизме и предназначен для очень опытных профи, которые могут сами, получая инструменты, задавать по ним эффективные вопросы. Например, в России широко известен рациональный подход Уитмора GROW.

Если вы всерьез поработаете с этой схемой, то столкнетесь с тем, что цели далеко не у всех в личном коучинге настолько осознанны, что можно сразу же задавать к ним вопросы. Поэтому на Западе появились I- GROW, RE- GROW и еще много разных дополнений, которые повышают действенность этой модели. Но повторяю, в реальной работе она слишком рациональна и напрочь не учитывает такое важное направления развития, как ценности. В ней просто нет вопроса – почему вам это важно? работа с ценностями отсутствует как факт НА СИСТЕМНОМ УРОВНЕ. Их просто нет в этой модели. Да, конечно, в зависимости от своего опыта его может кто-то задать, а кто-то ведь и не задаст? Просто сочтет его излишним. Второе, у нас совсем другая структура коуч-сессии в отличии от американской модели. Под американской мы имеем в виду вполне конкретные сессии, получившие в России некоторое распространение (это то как эти модели делаются сейчас в России). Первая ловушка американской модели коучинга – быстрое смартирование и оценка деклараций, а не подлинных целей ведет к их навязыванию клиенту. Следуя своим принципам индивидуального успеха, там сразу начинают готовить "чемпионов" и пропихивать (термин взят из спортивной конной выездки) человека к успеху. Это выражается в многочисленных калибровках и шкалировании, смартировании результата коучинга на входе в сессию. Как ни странно эта работа оказывается абсолютно бесполезной во многих случаях, т.к. в начале сессии в России многие люди не могут для себя четко осознать, что же они хотят на самом деле. Т.е. отделить свои подлинные цели/результаты от декларируемых. Это на самом деле далеко не так просто. У нас не Америка, где есть готовые планы развития и успеха. Многие вещи здесь находятся в коллективном бессознательном. Да и вообще роль неосознаваемого в коучинге гораздо больше, чем принято считать. Подлинное намерение в человеке все равно возьмет свое, независимо от того, сколько раз вы себе будете говорить мне надо вот это! Поэтому можно смартировать декларации, но чаще всего это НЕ ПРИВОДИТ к результатам для клиента. Более того, если вы этим занимаетесь, то получается, что теряете время свое и клиента. Для проверки, сколько к вам пришло людей, кто сам себя уже смартировал по целям? В личной практике в России – единицы.

Вторая ловушка американской модели коучинга – удобные декларируемые цели принимаются коучем за подлинные и тем самым навязываются клиенту в качестве его собственных целей. Здесь есть несколько тонкостей, которые могут возникать в сессии. Многие люди в России любят, когда решение выносится им на блюдечке. Поэтому здесь возникает хорошая ловушка для такого коуча. Он из всех сил пытается сразу же уточнить декларации, а сам клиент еще не готов ни к чему подобному. Он соглашается идти за коучем. Если коучу удобен результат для партнера, то он незаметно (на эмоциях и поддержке) навязывает ему, что то, что он декларирует и есть подлинный результат. Происходит подмена целей и результатов, которая ведет к тому, что клиент принимает не свои подлинные цели/результаты, а навязанные ему коучем. Как следствие, клиент в своей реальной жизни этих результатов не достигает. Это ведет к разочарованию в коучинге как таковом. Третья ловушка американской модели коучинга - Похоже, уровень калибровки планки вызова во многих сессиях, отличных от сесиий СИ коучинга, также хромает. Планка вызова должна мотивировать человека к развитию, но она не должна быть оторванной от его ресурсов и реалий среды, где он экологично существует. Этот уровень проверки на ресурсы и возможности СУЩЕСТВЕННО ВАЖЕН для результатов коучинга. Если им пренебрегать, что часто делается в американской модели, то можно попасть в еще одну ловушку, которая называется немотивированная мотивация к успешности. Поэтому, когда встречаетесь с коуч-сессиями других школ, прежде всего американской традиции, обращайте внимание на эти моменты. Это поможет вам усиливать свою профессиональную эффективность. Иван, отличная статья. А есть ли ей продолжение?