+7 (925) 502-69-31 +7 (495) 502-69-31

Вверх по Лестнице Успеха 6

Несколько вводных слов
К 6-му модулю я подошла в состоянии легкой эйфории от осознания того, что уже могу проводить результативные сессии как СИ-коуч. После модуля от этой эйфории не осталось и следа. Лестница, по которой я поднимаюсь, вдруг сделала резкий поворот – и передо мной появился следующий марш, с гораздо более крутыми ступенями (как мне показалось сначала). И я как будто бы вновь оказалась стоящей на самой первой ступени, у основания лестницы. И вновь почувствовала себя «первоклашкой». Куда делся весь мой предыдущий жизненный и профессиональный опыт? Куда делись мои уже вполне реальные практические наработки в СИ-коучинге? И только потом я поняла, что это, все же, уже иная Лестница, которая ведет меня на следующий уровень мастерства. И опыт обучения, полученный на первых пяти модулях, подсказал мне, что какими бы сложными ни казались вначале новые темы, мы обязательно освоим их, точно так же, как постепенно мы освоили темы предыдущих модулей.
И еще я сделала очень важное для себя открытие: эта моя Лестница сама по себе уже и есть Успех. И сложена она из наших знаменитых «+1». Раньше я об этом как-то не задумывалась, хотя теперь понимаю, что изначально воспринимала ее совсем по-другому, как некий путь, который мне предстоит пройти, прежде, чем я доберусь до верхней, десятой, ступени, на которой и будет находиться этот самый Успех, например, в виде Кубка победителя (ну, или сданного квалификационного экзамена).
А сейчас вся эта картина представляется мне совсем по-другому. Теперь я уже отчетливо вижу, что это бесконечная Лестница, ведущая в небо. И каждый раз, когда я буду проходить очередной марш, передо мной будет возникать следующий. Непрерывное совершенствование…
В добавок к этому, такое мое новое видение позволило мне по-другому взглянуть на саму себя и свои предыдущие достижения. Раньше у меня как-то так получалось, что когда я начинала заниматься чем-то новым, очередной марш Лестницы настолько притягивал к себе все мое внимание, что я совершенно забывала об уже пройденном пути, пребывая в иллюзии, что впервые нахожусь на первой ступени. И только теперь я увидела, что на самом деле я забралась уже довольно высоко. Более того, я теперь вижу, что рядом с Лестницей, по которой я поднимаюсь, есть лифт, который может мгновенно доставить меня на любой этаж моего жизненного опыта, как только мне понадобятся эти мои ресурсы. Интересно, если этот лифт идет вниз, может быть, он точно так же может подняться и вверх, туда, куда я еще не добралась в своем пешем восхождении?..
Между модулями. Внимание, премьера сезона: Капучино-коучинг!!!
Только-только в своем отзыве о 5-м модуле я с чувством выполненного долга рассказала о встречах минигрупп и встречах рабочих групп, считая, что, наконец-то, хотя бы немного раскрыла содержание всего многообразия форм работы в Школе, как вдруг «крекс-пекс-фекс» – и у нас появилась еще одна форма работы, я бы даже сказала, новый жанр: капучино-коучинг.
О капучино-коучинге уже довольно много написано на нашем сайте. И о том, что на этой площадке люди, впервые встретившиеся с СИ-коучингом, могут посмотреть, как проходят коуч-сессии. И о том, что на этой же площадке можно сразу же «продегустировать» СИ-коучинг самому, войдя в коуч-сессию в качестве партнера. А еще о том, что здесь ученики Школы могут попрактиковаться в проведении коуч-сессий. И также о том, что тут же можно познакомиться со своими потенциальными клиентами. А, вот, Эльзара, например, в добавок к этому, рассматривает эту площадку как место встречи выпускников Школы.
Все это так, и я думаю, что со временем мы будем находить все новые и новые особенности этой удивительной формы работы, этого необыкновенно интересного и весьма привлекательного жанра СИ-коучинга.
И ко всему сказанному мне еще хочется добавить свое восприятие того, что происходит на этой площадке. «Дегустация», практика, знакомства – да, это все так, но это видимый уровень. А на невидимом, энергетическом, уровне происходит нечто совершенно невероятное: такое впечатление, что во время проведения капучино-коучинга энергия в помещении как будто бы закипает, и количество очагов этого кипения тем больше, чем больше «троек» одновременно садятся в коуч-сессии.
Мои очередные результаты и новые открытия
Начну с открытий. Когда недавно в одном из последних постов Ивана Рыбкина, посвященного додинскому спектаклю «Бесы», я прочитала о том, что СИ-коучинг выстроен на любви, я была безмерно счастлива, поскольку в мои представления о мире вообще и о СИ-коучинге, в частности, вновь вернулась гармония. Потому что все то время, которое я провела в Открытом Портале и в Школе СИК, я находилась в состоянии изумленного недоумения: всеми фибрами души своей я чувствовала, насколько все, что делается в Открытом Портале, буквально пропитано любовью – и при этом ни слова, ни полслова об этом ни разу не было сказано напрямую. И теперь, наконец, все встало на свои места. Конечно же, любовь! Ее невозможно не заметить, она, как солнечный свет, согревает и наполняет радостью, придает новые силы и расширяет горизонты…
Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что говорить о любви нужно очень аккуратно. Хотя бы потому, что в последнее время естественная потребность людей в любви стала разменной монетой на рынке, превратилась в замаскированный крючок, на который ловят души и кошельки. И не случайно теперь, услышав разговоры о любви, люди первым делом задаются вопросом, а не секта ли это? К тому же, каждый понимает любовь по-своему, не говоря уже о том, что есть люди, которые, по тем или иным причинам разочаровавшись в любви, выбрали для себя путь нигилизма, путь отрицания существования любви. И по-своему они, конечно, правы, потому что в их мире любви сейчас действительно нет. И какое счастье, что она есть в СИ-коучинге!
О любви написаны горы философской, теологической, эзотерической, психологической, педагогической и художественной литературы. Обзор этой литературы – не мое дело, во всяком случае, не сейчас.
И для того, чтобы хотя бы в самом общем виде определиться с содержанием понятий, сошлюсь на книгу Э. Фромма «Искусство любить». Если следовать Фромму, то любовь как действие по отношению к тому, кого мы любим, складывается из 4-х составляющих: забота, ответственность, знание и уважение.
Симон Соловейчик, основатель и вдохновитель газеты «Первое сентября», в свое время ставшей первой альтернативной педагогической газетой в нашей стране, человек удивительно светлый, тонкий и умный, в качестве основной идеи всей своей деятельности провозгласил девиз «Сперва люблю – потом учу». И взгляд на педагогику, на ее задачи, на отношения с детьми и родителями, на жизнь в целом, проходящий сквозь призму любви, сразу же все преображал.
Вот и в СИ-коучинге, в философских корнях системы, в той технологии, которая уже выстроена (и которая, конечно же, продолжает развиваться и строиться дальше, поскольку это открытая, живая система), тоже все рассматривается сквозь призму любви. Перефразируя слова Симона Соловейчика, мы могли бы сказать: «Сперва люблю – потом коучу». И, на мой взгляд, ответственность СИ-коуча, в частности, состоит в том, чтобы всегда об этом помнить. Если мы говорим о том, что мы причастны к изменениям в жизни наших коуч-партнеров, то мы должны четко понимать, что, как минимум, уважительное отношение к партнеру сразу же устанавливает довольно жесткие границы нашей деятельности. Если обозначить их в нескольких словах, то они будут звучать так: «Вместе, но не вместо (партнера)». Или так: «Наравне, а не сверху вниз». И каким бы объемом знаний, и каким бы жизненным опытом мы ни обладали, это не дает нам права хозяйничать в жизни другого человека. Более того, чем большими знаниями и опытом мы обладаем, тем больше ответственности несем за свою силу, за соразмерность и экологичность ее применения.
Хочется привести какой-нибудь образный пример. И моментально вспоминается сказка о Царевне-лягушке, одна из самых знаменитых трансформационных сказок мира. Классический пример того, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Напомню один из ключевых моментов сказки: Иван-царевич, желая приблизить светлое будущее, сжег лягушечью кожу своей жены, Василисы Премудрой, видимо, решив, что она недостаточно смело расстается со своим прошлым. И в результате своего волюнтаризма потерял жену.
Ну, не был он коучем, не умел задавать вопросы… А умел бы, так сначала бы спросил у нее: «Василиса, душа моя, что сейчас происходит и что в этом хорошего?» И буквально за несколько минут узнал бы, что через некоторое время лягушечья кожа должна была исчезнуть сама собой. Но ведь мы не ищем легких путей, сначала мы сами себе создаем препятствия, а потом героически их преодолеваем… Но это уже не про коучинг. Про коучинг – это о формуле чуда.
Положа руку на сердце, мы, ученики Школы, тоже, ведь, можем признаться в том, что у нас время от времени возникает соблазн ускорить изменения, происходящие в партнере. И особенно это характерно для начинающих СИ-коучей, поскольку СИ-коучинг – чрезвычайно мощная технология, она дает коучу невероятные силы, что иногда приводит к головокружению от успехов, – и уже в зоне личной этической ответственности каждого из нас находится соизмеримость и адекватность применения этих наших новых сил. И система СИ-коучинга не была бы столь совершенной, если бы в ней не была бы предусмотрена «техника безопасности», заложенная в саму технологию.
Тот, кто уже находится на пути изучения СИ-коучинга, знает, как твердо наши магистры настаивают на соблюдении технологии. И не случайно. Дело в том, что технология, которую передают в Школе буквально из рук в руки или, я бы даже сказала, от сердца к сердцу, выстроена таким образом, что она не может принести никакого вреда, технология максимально экологична и этична как по отношению к партнеру, так и по отношению к коучу, а также по отношению к среде, в которой проходит коучинг. А вот когда мы, естественно, исходя из самых лучших побуждений, начинаем устраивать отсебятину (всему свое время, отсебятина тоже понадобится, но только на другом этапе, когда мы уже будем понимать все последствия каждого произнесенного нами слова), вот тут как раз и возникает потенциальная опасность. Опасность, связанная с любым нарушением любой технологии.
Я сейчас подумала, а не нагнала ли я страху? Особенно на людей, не знакомых с СИ-коучингом… Хочу успокоить: у неопытного, начинающего коуча пока еще нет таких сил, а потому и нет возможности случайно нанести вред. Процесс обучения и роста, процесс индивидуальной практики СИ-коучей проходит под пристальным патронатом Школы, достижение определенного уровня подтверждается сертификатами, а теперь еще и квалификационным экзаменом.
Как далеко я ушла от своих первоначальных размышлений о любви…
А ведь я еще хотела рассказать о своих результатах.
Впрочем, то, о чем я собиралась рассказать, с одной стороны, результатом пока можно назвать только с очень большой натяжкой, потому что на данный момент это всего лишь идея проекта. И поскольку это еще только идея, все в ней пока еще очень туманно и неопределенно. Суть же ее состоит вот в чем: мы с Натальей Репиной приняли решение совместно разработать и осуществить проект создания такого пространства и такого взаимодействия сотрудников проекта, детей, родителей, семей в целом, которые будут направлены на позитивное и креативное развитие всех участников проекта. Причем в качестве основной идеи и отправной точки такого развития мы рассматриваем идею становления и развития коучингового мышления, а точнее – именно СИ-коучингового мышления. И это не дублирование Школы СИ-коучинга, так как мы не собираемся учить СИ-коучингу как профессии. Это просто расширение пространства СИ-коучингового мышления, наш посильный вклад в создание качественно иной среды. Именно поэтому мы хотим создать условия для развития СИ-коучинговое мышления как основы для дальнейшего постижения искусства и мастерства счастливой и успешной жизни.
Поскольку мы с Наташей обе мамы, у нас уже взрослые дети, у каждой и дочь, и сын, у нас накоплен значительный родительский опыт. К тому же, у нас есть и опыт работы как в государственной, так и в негосударственной системах образования. Не говоря уже о тех знаниях и том опыте, который мы продолжаем получать в Школе СИК. У нас есть понимание дефицита подобного рода услуг и есть горячее желание внести свой вклад в развитие общества. И мы видим потребность общества в такой работе. Даже среди учащихся Школы СИК есть родители, которые хотели бы приобщить своих детей к культуре СИ-коучингового мышления, не дожидаясь 16-тилетия своих чад.
Пока еще мы в самом начале пути. У нас написан первый Поток 100, включающий самые разнообразные, в том числе и «прекрасно-завиральные» идеи. Почему же я тогда все же позиционирую все это как весьма значимый результат? Да потому, что для нас с Наташей подобного рода совместная проектная работа – безусловно, огромный шаг вперед в нашем собственном развитии, переход в профессиональной области от осознания и воплощения своей уникальности и своего предназначения в индивидуальной деятельности к совместной деятельности, построенной на принципах непрерывного совместного совершенствования. Кстати говоря, все долгосрочные задачи развития мы считаем базовыми составляющими и неотъемлемой частью СИ-коучингового мышления.
 По одиночке мы бы точно не рискнули бы взяться за подобный проект. Но самое приятное заключается в том, что наше «вместе» гораздо более объемное, более масштабное, чем просто наше с Наташей объединение в этом проекте, поскольку это наше «вместе» включает в себя еще и весь потенциал, все безграничные возможности Открытого Портала и Школы СИК.
6-й модуль. Все выше, и выше, и выше…
Совсем не случайно в самом начале этого отзыва я писала о том, что Лестница, по которой я поднимаюсь, сделала резкий поворот. Дело в том, что на 6-м модуле мы приступили к изучению профессиональных тонкостей СИ-коучинга – и уже в первом приближении познакомились с понятием «специальный процесс СИ-коучинга», а также рассмотрели первые два процесса: коуч-контакт и планку вызова. Могу предположить, что для тех, кто еще только знакомится с Школой, эти слова покажутся совершеннейшей тарабарщиной. Помню, с каким изумлением после 1-го модуля я прочитала в расписании название факультатива: «Тонкая калибровка планки вызова». Изумление мое было вызвано тем, что простые 4 слова, каждое из которых, будучи отдельно взятым, было абсолютно понятно, объединяясь в предложение, теряли для меня всякий смысл. Зато теперь!.. С нетерпением жду, когда у нас снова будет этот факультатив.
Поскольку на 6-м модуле мы уже вышли на качественно иной уровень постижения СИ-коучинга, количество полученной на модуле информации в разы превысило количество информации, полученной на первых модулях. И, с одной стороны, от такого количества информации можно растеряться, а с другой стороны, такая подача материала использует позитивные возможности метода погружения, что, в свою очередь, прекрасно работает в сочетании с методикой «школы без неудачников» У. Глассера, суть которой, в частности, сводится к следующему: педагоги оценивают только позитивные результаты своих учеников, сколько бы попыток и повторений ни предпринималось для достижения этого результата. Такой подход позволяет избавиться от страха сделать ошибку и прививает уважение к своему труду вообще и к своей познавательной деятельности, в частности.
Еще одна интересная тема, которую я для себя пока только обозначила и с которой мне еще предстоит досконально разобраться – это социальный контекст коуч-сессий. Речь идет о процессе интеграции значимой среды коуча и значимой среды партнера, о создании общей среды как одного из условий для совместного совершенствования.
И, наконец, хочу сказать о том, что на 6-м модуле мы начали осваивать новую форму работы: модельный класс. Суть ее состоит в том, что коучи на какое-то время перевоплощаются в своих партнеров.
После модельного класса я очень четко осознала то, о чем смутно догадывалась раньше: каков вопрос – таков ответ! Если партнер приходит к коучу с четким запросом, он уходит с четким ответом – и вся работа укладывается в одну сессию. А вот если вопрос не четкий, то и ответ получается расплывчатым – и для того, чтобы добраться до четкого ответа, может понадобиться не одна сессия.
И сразу же хочу отметить, что нельзя сказать, что первый вариант лучше второго, нет, они абсолютно равноценны. Все дело в том, что разные запросы определяются разными жизненными обстоятельствами. В первом случае (с конкретным запросом) человек уже нашел себя, нашел свой путь, а потому и запрос становится «прикладным»: как мне сделать то, как мне достигнуть этого и т.п. Во втором случае (с запросом высокой степени неопределенности) человек находится в ситуации выбора своего дальнейшего жизненного пути, и пока он еще не знает, что и зачем он хочет. Из своего личного и профессионального опыта знаю, что находиться в таком состоянии перехода не просто, периодически возникающее чувство потерянности отнимает последние силы – но так происходит тогда, когда человек не понимает, что с ним происходит, почему и зачем он попал в такую ситуацию.
А дело в том, на мой взгляд, что подобные периоды неопределенности и даже какого-то субъективного безвременья – это очень важные переходные периоды в жизни, когда возможно осуществить качественный скачок от одного уровня жизни к другому. Специально выделяю слово «возможно», поскольку сама по себе возможность – это как некая декорация для спектакля, как соединение места и времени (из классического литературного триединства места, времени и действия), а ответственность за действие остается за главным героем (за нами самими в нашей жизни и за партнером в коуч-сессии и в жизни партнера).
В такие трудные для людей моменты как никогда необходима помощь надежного человека. И не просто надежного человека, а профессионала, потому что часто случается так, что наши друзья или наши близкие, действуя из самых лучших побуждений, сбивают нас с толку, мягко или весьма настойчиво навязывая нам свое представление о нашем будущем. И я не случайно определила свою миссию, свою деятельность в коучинге как работу Музы: я вдохновляю, поддерживаю и даже окрыляю человека в его собственном жизнетворчестве, а не направляю, навязываю, заставляю и т.п.
Вновь и вновь хочу выразить свою постоянно увеличивающуюся благодарность всем, кто так или иначе связан с работой Открытого Портала и Школы СИК. Обучение в Школе, несомненно, открывает в людях их лучшие качества. Любимое высказывание Ивана Рыбкина: «Здесь вы удивитесь своим возможностям», – с каждым модулем наполнятся для меня все новым и новым смыслом.