+7 (925) 502-69-31 +7 (495) 502-69-31

Вверх по Лестнице Успеха 7

Несколько вводных слов
С каждым следующим модулем я все больше и больше чувствую и понимаю, что мы неотвратимо приближаемся к концу нашего обучения, к последнему модулю первого года, посвященного личной эффективности. Если в первой половине обучения информация накапливалась постепенно, то теперь скачкообразный переход количества в качество происходит уже на каждом модуле. Все, что я узнала на модулях, выстроилось в моем сознании в стройную последовательность действий. Конечно же, это мы сами – Творцы своего прошлого, настоящего и будущего.
Мне очень импонирует понятие «самореализуемые пророчества», введенное в оборот В. Макаровым в книге «Психотерапия 21 века». Самореализуемые пророчества, или сценарии персонального будущего – это такие ситуации, когда мы сначала предсказываем обозримое будущее («я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть…»), а потом сами же трудимся над тем, чтобы предсказанное нами будущее превратилось в реальность. И ТЭДы (технологии эффективных действий), с которыми мы познакомились на 7-м модуле – как раз тот самый инструмент пошаговой материализации задуманного, инструмент перевода наших проектов из мира идей в мир объективной реальности.
Мне хочется еще раз отметить исключительную субъективность всех моих впечатлений. Процесс обучения, скорее всего, у всех проходит по-разному, то, что легко одному, может оказаться трудным для другого – и наоборот. И, наверное, поэтому основной задачей и красной нитью моих отзывов в последнее время является не столько точное описание процесса, сколько выражение моей любви к Открытому Порталу и Школе СИ-коучинга.
Хотя у меня есть достаточно веские основания предполагать, что подобные качественные изменения происходят не только у меня. Я, конечно, не проводила специальный опрос всех участников нашей группы, но в высказываниях на группу и в кулуарных беседах неоднократно слышала рассказы о происходящих качественных изменениях, буквально о переходе на иной уровень, иное качество жизни.
Чем больше я узнаю о СИ-коучинге, тем шире ассоциативные поля, тем больше информации для размышлений у меня появляется – и тем сложнее и интереснее становится выбор тем для отзыва.
Между модулями. На подступах к Знаку качества
В интервале между 6-м и 7-м модулями я один раз встретилась со своей наставницей, Натальей Перепечко, один раз приняла участие в работе очной минигруппы Галины Машницкой, дважды участвовала в капучино-коучингах и четыре раза (с периодичностью раз в неделю) поработала в нашей рабочей группе. То есть, в среднем, дважды в неделю участвовала в том или ином виде межмодульной активности. В целом, нагрузка не маленькая, но методом проб и ошибок я выбрала оптимальный для себя вариант. И здесь каждый ориентируется на свои личные предпочтения.
Поскольку СИ-коучинг – это социальная технология, состоящая из теории и практики, должным образом усваивается она только в результате многократных тренировок. Чем больше наш практический опыт, тем понятнее становится теория. Чем понятнее становится теория, тем точнее мы проводим коуч-сессии.
И когда время от времени я встречаю в Интернете рекламу типа «Научим коучингу за 18 часов», я все больше и больше понимаю стремление наших магистров персонифицировать и выделить из общей массы коуч-услуг именно СИ-коучинг как гарантию эффективной и вдохновляющей работы коуча. По сути дела, звание «СИ-коуч, сертифицированный Европейской Ассоциацией Коучинга» – это уже своеобразный Знак качества.
Я разделяю мнение Александры Репиной (см. ее блог), высказанное в ее размышлениях о ценообразовании и ценности коучинга. Чем больше модулей я прохожу, чем больше нарабатываю практики (и в учебном, и в «рыночном» фомате), тем больше понимаю, что есть коучинг – и есть СИ-коучинг. И теперь меня уже больше не смущают многочисленные предложения коуч-услуг, и пропал страх «затеряться» на этом рынке. С каждым днем я все больше и больше убеждаюсь в том, насколько прав был Иван Рыбкин, когда на первых модулях говорил нам о том, что каждый СИ-коуч, заканчивающий Школу, действительно уникален, по-настоящему эксклюзивен.
Мои новые открытия и очередные результаты
Открытие, о котором я хочу рассказать в первую очередь, с одной стороны, казалось бы, совершенно очевидно, а с другой стороны, для того, чтобы его сделать, мне понадобилось пройти целых 7 модулей. Речь идет о том, что к 7-му модулю я, наконец, со всей очевидностью поняла, какая глубина содержится в каждом вопросе СГЗ (сессии по горячему запросу). Теперь, когда мы изучили уже почти все ДЗР (долгосрочные задачи развития), я понимаю, какая кропотливая работа может стоять за каждым из этих вопросов, ведь каждый шаг СГЗ может превратиться в сессию 2-го и 3-го уровня. И как важно при этом внимательно и уважительно относиться к каждому слову партнера, ведь от этого зависит эффективность нашей работы как СИ-коучей.
И теперь системность, вынесенная в название Школы и всего направления в целом, для меня уже не пустой звук, я уже достаточно хорошо ориентируюсь в «топологии» СИ-коучинга (помня при этом, что нет пределов совершенству). Успешность проведенных сессий приносит радость и еще более усиливает мотивацию к продолжению работы, а вошедшая в плоть и кровь привычка отслеживать «+ 1» и определять новые точки роста стимулирует к дальнейшему развитию и к еще большей точности работы.
Еще одно сделанное мною открытие точно так же одновременно очевидно и не очевидно. Я поняла, что СИ-коучи, подобно титанам Возрождения, являются uomo universale современной информационной эпохи. И теперь я чувствую себя совершенно в «своей тарелке», поскольку раньше, с огромным удовольствием интересуясь всем подряд, тем не менее, считала это своим недостатком, думала, что разбрасываюсь, что не имею четкой цели и т.д. и т.п. И тогда даже предположить не могла, что энциклопедичность знаний – это один из профессиональных атрибутов СИ-коуча.
Говоря о неоднозначности этого открытия, я имею в виду такое качество СИ-коучинга, как создание единой среды коуча и партнера в процессе проведения коуч-сессий. С одной стороны, коучинг можно провести достаточно успешно, не будучи экспертом в какой-либо конкретной области (помимо СИ-коучинга). С другой стороны, чем выше уровень эрудиции коуча, тем лучше результат сессии. С третьей стороны, так как в процессе коуч-сессии происходит взаимообмен информацией, это приводит к тому, что чем больше сессий мы проводим, тем выше становится уровень наших знаний. То есть сама технология СИ-коучинга выстроена таким образом, что эрудиция СИ-коуча естественным образом повышается в процессе коучинга.
Каждая коуч-сессия – это не только помощь конкретному партнеру в решении конкретного запроса, это еще и микропроцесс увеличения персонального человеческого капитала как партнера, так и коуча. А также часть макропроцесса, потому что из каждого такого микропроцесса складываются макро-изменения в обществе в целом. Чем больше ответственных, активных, успешных и счастливых людей становится в социуме, тем выше качественные характеристики самого социума.
Теперь о результатах.
Мои открытия – это тоже результат. Но сейчас мне хочется рассказать о более конкретных, прикладных результатах. Итак,
во-первых, я успешно продолжаю свое обучение в Школе СИ-коучинга, как на модулях, так и на дополнительных межмодульных формах, о чем я уже писала выше;
во-вторых, продолжаю практиковать, у меня появились новые партнеры;
в-третьих, я продолжаю работать над созданием личного бренда, осваивая новые для меня области знаний и, главное, конкретных действий, в частности, в области продаж (моя искренняя благодарность всем, кто мне в этом помогает);
в-четвертых, вместе с Натальей Репиной продолжаю развивать наш совместный проект, имеющий рабочее название «365!» («Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!» Ник. Заболоцкий).
И об этом проекте я хотела бы рассказать поподробнее, поскольку он имеет самое непосредственное отношение к Школе СИ-коучинга. Напомню, что основной идеей проекта «365!» является идея создания оптимального пространства для оптимального взаимодействия сотрудников проекта, детей, родителей, семей в целом с целью развития СИ-коучингового мышления как основы для дальнейшего постижения искусства и мастерства счастливой и успешной жизни.
Сразу же хочу сказать, что обучение в Школе СИ-коучинга дало нам с Наташей такой мощный инструмент, как технологию разработки и реализации проектов (от формулировки целей – через Поток 100 – и далее – к конкретному ТЭДу). И пошаговое продвижение по всем этапам этой работы дает нам спокойную уверенность в том, что мы благополучно доберемся до желаемого результата. Не говоря уже об удовольствиях, кайфе и драйве, которые мы получаем от этой работы. В частности, ясное представление этапов работы и пошаговости действий избавляет нас от ненужного беспокойства о том, что сейчас у нас пока еще нет ответов на вопросы четвертого или пятого этапов. Будет день – будет пища…
Сейчас мы работаем над концепцией и миссией проекта «365!». Нам надо определиться с такими важными вещами, как социальная значимость проекта и его базовая методология. Это даст нам четкое представление о соответствующих и несоответствующих методах и методиках, об их принципиальной соединимости или несоединимости.
И даже первый подход к теме социальной значимости дал много интересной информации. Прежде всего, если мы говорим об удовлетворении актуальных запросов и потребностей, мы должны понимать, в какое время мы живем, какие сейчас существуют тенденции и противоречия. Никоим образом не претендуя на полноту информации по затронутой теме, обозначу те моменты, которые уже стали очевидными.
Прежде всего, это определение существующей ныне формации как постиндустриального общества, или общества третьей волны (Д.Белл, Э.Тоффлер). Для такого общества характерны: становление экономики услуг, формирование научного знания как самостоятельного элемента производственных сил, появление и развитие среднего класса, расширение корпораций, которые уже имеют множественные, в том числе и социальные цели, а не только экономическую выгоду. На первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. Вместе с тем, у людей появляется больше свободного времени и больше возможностей для самореализации и творчества. Часто современное общество характеризуют как информационное общество со сверхразвитой сетью коммуникаций.
Параллельно с демократизацией общества все это приводит к значительному росту роли личности в истории (не случайно у меня так часто возникают аналогии, отсылающие к эпохе Возрождения). Том Питерс, один из гуру современного менеджмента, высказывается еще более радикально: «Глобальные возможности одного человека – не оксюморон в новом тысячелетии» /оксюморон – от др.-греч. «умная глупость», сочетание несочетаемого, создающее парадоксальное качество и образующее новое смысловое целое. – Е.А./. Личная ответственность каждого не только за свою судьбу, но и за мир в целом – уже не громкие слова, а реальность наших дней.
И в этом контексте становится особенно понятно то, что СИ-коучинг с его опорой на личную активность и личную ответственность как коучей, так и партнеров – это действительно новейшее явление, находящееся в авангарде общественного развития.
Вместе с тем, в результате «отмашки маятника» при смене формаций в обществе появляются и существенные перегибы, связанные с новыми возможностями и сверх-актуальностью образования. Осознание значительных конкурентных преимуществ образования побуждает многих родителей по максимуму загружать детей дополнительными занятиями, секциями и кружками, и это приводит к тому, что за чрезмерно развитым интеллектом часто кроется абсолютная беспомощность на эмоциональном и часто на бытовом уровне. Вырастая, такие дети не взрослеют. В последнее время инфантилизм взрослых приобрел уже такое распространение, что даже появился новый термин «кидалт» (взрослый ребенок, соединение английских слов «kid» и «adult»).
На наш взгляд, на фоне растущей инфантилизации общества развитие СИ-коучингового мышления может стать если и не панацеей, то достаточно сильным средством, способствующим полноценному развитию личности.
Кроме этого, появляются все новые и новые идеи и методы развития людей, которые способствуют гармоничному личностному росту и становлению чувства личной ответственности. В качестве примера можно привести ноэтику (теорию множественности интеллектов) Говарда Гарднера и методики развития латерального мышления Эдварда де Боно.
Вот какие виды интеллекта обнаружил Г.Гарднер:
1. Языковой – искусство владения языком, любовь к словам и стремление их исследовать.
2. Логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях.
3. Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их. Может быть связан с другими видами интеллекта – такими, как языковой, пространственный и телесно-кинестетический.
4. Пространственный – способность точно воспринимать зрительные образы, трансформировать их, модифицировать зрительные образы и перестраивать их даже при отсутствии физических стимулов.
5. Телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.
6. Интраперсональный – умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.
7. Интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроения, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управления поведением.
8. Интеллект естествоиспытателя – распознавание и классификация природных объектов.
В качестве гипотезы Гарднер рассматривает вероятность существования экзистенциального интеллекта, охватывающего склонности человека к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти.
Теория множественного интеллекта базируется на двух важных утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.
Кажется, я немного увлеклась…
Дальше, дальше, к 7-му модулю.
7-й модуль. Наше счастье – в наших руках!
Темы, которые мы прошли на 7-м модуле, для меня лично оказались наиболее значимыми из всех уже пройденных тем.
Во-первых, это персональные ТЭДы (технологии эффективных действий). Иван Рыбкин не случайно назвал их «персональными рецептами счастья». Детально прописанные ТЭДы, основанные на личном опыте партнера и его осведомленности о мировом опыте в этой сфере, по сути дела, являются квинтэссенцией СИ-коучинга. Но при этом важно помнить о том, что персональный ТЭД – это только верхушка айсберга. Если речь идет об изменении качества жизни в целом, то нельзя упускать из виду и другие ингредиенты счастья. Я имею в виду все ДЗР, которые, будучи объединены в единую стройную систему, представляют собой ту основную структуру, своеобразную ДНК, которая, с одной стороны, является стержнем всей нашей жизни, и, с другой стороны, «притягивает» к себе из пространства вариантов все недостающие элементы.
Технология создания ТЭДов стала для меня настоящим «рогом изобилия», потому что с помощью ТЭДов можно достичь всего на свете. Поскольку я по складу характера, по типу личности и по своему образованию, все-таки, больше теоретик, искусствоВЕД, а не искусствоДЕЛ (старая студенческая шутка: искусствовед – тот же художник, только рисовать не умеет), то моей сильной стороной, несомненно, было KNOW. А теперь, благодаря ТЭДам, мои актуальные ресурсы и процессы значительно расширились за счет HOW. И это KNOW HOW позволило мне кратко и емко сформулировать то, чем я теперь занимаюсь: Я – Мудрая Муза, Специалист по персональным стратегиям счастливой жизни, или Арт-СИ-коуч.
Вторая, не менее важная тема 7-го модуля, это перевод значимых психологических ситуаций в ресурс. Без этого умения сложно добраться до счастливой жизни, оно, наряду с позитивностью, является непременным условием как успешной коуч-сессии, так и успешной жизни в целом. И способов перевода значимых психологических ситуаций в ресурс достаточно много, например, рефрейминг в НЛП или формула АВС в когнитивной психологии, не говоря уже о трансформационных возможностях арт-терапии. Но самое важное, на мой взгляд, что заложено в этой теме – это осознанный выбор своей жизненной позиции. Потому что до тех пор, пока люди пребывают в состоянии Жертвы (жизнь «случается» – и от меня ничего не зависит), никакие изменения не возможны просто по определению. И начинаются изменения лишь тогда, когда мы сознательно принимаем на себя ответственность за все, что происходит в нашей жизни. На первых порах это не всегда бывает приятно. Расставание с иллюзиями – это настоящая духовная работа. И она приводит к тому, что мы действительно становимся Хозяевами своей жизни, Творцами новой реальности. Собственно говоря, СИ-коучинг и рассчитан на людей самостоятельных и активных.
В процессе обучения в Школе я тоже провожу регулярную ревизию своих взглядов и привычных способов поведения – с тем, чтобы эффективнее действовать в качестве СИ-коуча и в жизни в целом.
С каждым модулем я все больше и больше понимаю, что пространство Открытого Портала становится для меня новым местом силы. Здесь проявляются мои самые лучшие качества, здесь открываются новые грани моих талантов, здесь я сама получаю всю необходимую мне помощь и поддержку – и оказываю посильную помощь своим новым друзьям и единомышленникам. Непрерывное совместное совершенствование набирает силу и множится в разнообразии форм. Жизнь, как бриллиант совершенной огранки, начинает сиять и переливаться всеми цветами радуги.
Иван, Эдуард, Лена, Настя, огромная благодарность и низкий поклон!