+7 (925) 502-69-31 +7 (495) 502-69-31

Вверх по Лестнице Успеха 8

Несколько вводных слов
Когда я писала свой предыдущий отзыв, я пребывала в состоянии «фьючерсной ностальгии», предвидя то, как мне будет не хватать наших ежемесячных встреч на модулях. Но затем мне довелось провести несколько часов на втором модуле 12-й группы – и мое настроение кардинально изменилось. Нам эту тему давали по-другому! Теперь все стало еще интереснее!!! Сразу же вспомнились неоднократные высказывания выпускников 9-й группы о «продвинутой» программе нашей 11-й группы: «Как вам повезло! Как точно прописаны у вас вопросы! Какие у вас четкие таблицы! У нас такого еще не было…»
И это говорит о том, что Школа не стоит на месте, а развивается стремительно и эффективно, естественным образом претворяя в процессе обучения все принципы и технологии СИ-коучинга. Ах, как мне захотелось пройти обучение еще раз, чтобы познакомиться с новыми открытиями! Я ведь и раньше уже задумывалась о том, каким образом я буду узнавать обо всех этих новшествах… По большому счету, мое включение в программу наставничества предоставляет мне возможность посещать модули 12-й группы. Но это, все же, паллиативное решение вопроса. Думается мне, что «апгрейд» выпускников Школы должен быть таким же системным, как и все обучение в целом.
Впрочем, это уже задачи из будущего, а у меня и сейчас есть задачи, с которыми интересно поработать, поскольку информация, получаемая на модулях, нуждается в многократной практической отработке.
Между модулями. Нечаянные радости
Как и раньше, моя межмодульная активность была направлена на отработку навыков и повышение качества проведения коуч-сессий в учебном формате. И разные виды активностей позволяют мне получать самый разнообразный, подчас неожиданный опыт. Вот, например, на последней супервизии, на которой я побывала, у меня была задача посмотреть сессию по орг-коучингу, поскольку было предчувствие, что этот опыт даст мне новые идеи, которые позволят продвинуться дальше в моей работе над проектом. В итоге, по результатам уточнения запроса, вместо сессии по орг-коучингу состоялась сессия личной эффективности по персональному ТЭДу (технологии эффективных действий), которая дала мне намного больше того, на что я рассчитывала. Мало того, что я получила ответы на свои смутные вопросы по проекту, я еще получила методическую демонстрацию ведения сессии 3-го уровня – и в результате у меня снялись многие вопросы, связанные с проведением подобных сессий.
Еще один любопытный случай был на капучино-коучинге, на котором я выступала в качестве партнера. Казалось бы, «нефункциональное» использование площадки, но для меня это была единственная возможность продолжить с Наташей Комиссаровой сессию по ТЭДу, которую мы с ней начали еще на модуле. В итоге я решила свой вопрос – и в качестве «бонуса» совершенно неожиданно встретила партнера для работы уже за рамками капучино-коучинга, так как женщина, принимавшая участие в нашей тройке в качестве наблюдателя, высказала желание пройти со мной коуч-сессию. Дело в том, что мы с Наташей работали над моим запросом по созданию портрета моих потенциальных партнеров – и обсуждение этой темы, помимо всего прочего, послужило для меня своеобразной рекламой моих услуг.
И еще несколько слов хочу сказать о капучино-коучинге. Это совершенно удивительная, я бы даже сказала, уникальная форма работы, которая окрывает будущему клиенту (партнеру) возможность максимально этичного и экологичного выбора «своего» коуча. С одной стороны, сайт Открытого Портала предоставляет достаточную информацию о своих учащихся и выпускниках, что дает возможность предварительного выбора коуча. С другой стороны, свои первые, предварительные впечатления о выбранном коуче можно проверить при личной встрече и пробной работе на капучино-коучинге, причем за чисто символическую плату. Я думаю, что эту систему нужно развивать и совершенствовать, чтобы у наших потенциальных партнеров было целостное представление и о различных «специализациях» СИ-коучей, и о разных уровнях стоимости коуч-сессий (от учеников до магистров).
А еще на капучино-коучинге состоялось мое первое знакомство с 12-й группой. Конечно, я познакомилась пока еще далеко не со всеми, зато увидела, сколько новых интересных людей пришло в Школу.
Новые открытия и очередные результаты
Мое обучение СИ-коучингу и наша с Натальей Репиной работа над проектом «365!» (создание пространственной, интеллектуальной, эмоциональной, творческой, развивающей, духовной, то есть основанной на определенных ценностях, среды для взаимодействия детей и взрослых, базирующейся на принципах СИ-коучинга) то идут по одной дороге, то расходятся по разным тропинкам, чтобы потом встретиться снова.
И вот пример такого общего «открытия». Изучая самую разнообразную литературу, я встретила заинтересовавшее меня понятие homo spiritus, то есть человек духовный, которое позиционируется как следующий этап развития человечества, своего рода зона ближайшего развития для homo sapiens. Само собой разумеется, и это понятие, и контексты, в котором оно используется, весьма неоднозначны, что, впрочем, вполне естественно в эпоху плюрализма, поэтому я изложу то, что лично меня привлекло в данном понятии.
В самых общих чертах homo spiritus, человек духовный – это такой человек, который одновременно осознает и свою неповторимость, и свое единство со всеми остальными людьми и с миром в целом. На мой взгляд, фактически именно это содержание и заложено в ДЗР (долгосрочную задачу развития) «Уникальность и предназначение», а также в ДЗР «НСС» (непрерывное совместное совершенствование).
Более того, поскольку духовность в самом широком понимании этого понятия представляет собой одновременно и воплощение, и развитие ценностных установок личности, выступает как краеугольный камень индивидуальной картины мира каждого человека, она, несомненно, является основным содержанием ДЗР «Осознанность».
Кроме этого, с понятием «духовность» очень сильно связано понятие «духовный рост» – и мы опять попадаем в область СИ-коучинга, поскольку homo spiritus – это не человек, витающий в облаках, а человек, прочно стоящий на земле, человек активный, деятельный, созидающий в сегодняшнем дне гармоничное завтра, при этом имеющий достаточно высокие цели и осознающий свою миссию.
Духовный рост часто описывают как «прыжок выше головы», как максимальную самоотдачу, как деятельность на границе своих возможностей – и мне сразу же вспоминается планка вызова в СИ-коучинге, а также понятие МВЭР (максимально возможный эффективный результат).
Практически теми же словами М. Чиксентмихайи в своей книге «В поисках потока: Психология включенности в повседневность» описывает условие, при котором у человека возникает состояние «потока» (состояние оптимального переживания): это такие ситуации, когда человек решает максимально сложную для себя задачу на максимально высоком уровне своего мастерства. Именно пребывание в состоянии потока способствует личностному росту человека.
Те, кто уже имеют опыт прохождения СИ-коуч-сессий, а также учащиеся и выпускники Школы СИ-коучинга наверняка знакомы с этим состоянием, поскольку именно к нему нас подводят структуры сессий СГЗ и ДЗР. Вот пара цитат из книги:
«Чтобы испытать чувство потока, необходимы ясные цели», – а также:
«Поток – это источник психической энергии, он помогает сфокусировать внимание и мотивирует к действиям».
Ну, и напомню еще знаменитое задание «Поток 100», с которого мы начинали обучение на первом модуле и которое идет в числе первых в первой системной сессии по личной эффективности.
При этом М. Чиксентмихайи также связывает личностный рост и достижение счастья с идеями, близкими НСС:
«Человек не может вести по-настоящему счастливую жизнь, не ощущая своей принадлежности к чему-то большему, более неизменному, нежели собственная личность»;
«На пути к достойной жизни недостаточно стремиться к интересным для вас целям – необходимо выбирать такие цели, которые уменьшают общий объем мировой энтропии».
И на этой высокой ноте я хочу перейти к описанию своих результатов, тем более, что они напрямую связаны с идеей НСС. Все те результаты, о которых я писала в предыдущее отзыве, по-прежнему присутствуют в моей жизни, поэтому сейчас я уделю внимание только новым достижениям. Собственно говоря, самым важным результатом этого периода для меня стало мое включение в программу наставничества. Передо мной открылся новый мир: я побывала на 2-м модуле 12-й группы, с превеликим удовольствием познакомилась еще с несколькими участниками этой группы, ощутила свою персональную ответственность за адекватную передачу как базовых идей Школы, так и конкретных методов работы с формами.
Для меня включение в программу наставничества стало следующим этапом моего профессионального роста в качестве СИ-коуча.
Вне всяких сомнений, наставничество является ярким воплощением идей НСС, потому что оно обеспечивает вертикальные связи между группами – наряду с горизонтальными, то есть с сотрудничеством внутри учебных и рабочих групп. Система наставничества является своеобразной «кровеносной системой» Школы, связывающей воедино выпускников и учащихся разных групп. И если наставничество – это кровеносная система, тогда минигруппы, наверное, лимфатическая?
8-й модуль. Нет предела совершенству…
Как всегда, на модуле мы получили огромный объем информации, поэтому пересказывать его я не буду, а выделю лишь то, что стало важным именно для меня.
Прежде всего, это работа с позитивностью как с долгосрочной задачей развития. Эта тема важна и сама по себе, поскольку, на мой взгляд, является фундаментом для всех остальных ДЗР, и тем, что она, как замковый камень, завершила наше знакомство со всеми ДЗР в целом. Такая, вот, универсальная и парадоксальная тема, подобно Уроборосу, соединяющая в себе начало и конец. В итоге у нас теперь есть не только целостное представление о всех сессиях 2-го уровня, но еще и единая программа системных сессий по личной эффективности, с которой мы тоже познакомились на 8-м модуле.
Для меня это весьма значимый этап в обучении, потому что у меня и раньше уже сложилось представление о том, что многие запросы, из личной сферы – в первую очередь, имеют экзистенциальный, глубинный характер, а потому и решить их можно только системно, рассматривая такой запрос в «зеркале» всех ДЗР поочередно и, может быть, даже несколько раз возвращаясь к уже пройденным ДЗР после проработки следующих. Особенно это касается ДЗР «Перевод значимых психологических ситуаций в ресурс» (ЗПС-Р).
А еще на 8-м модуле мы заглянули немного вперед, в модуль, посвященный групповой работе, и в таком формате, используя плакатную технику, создали потрясающие символические видеоряды: структура СГЗ – переход к ДЗР – структура конкретной ДЗР. Выстраивание личных ассоциативных рядов в процессе групповой работы и сравнение их с ассоциативными рядами других групп привело к созданию объемного образа «топологии» СИ-коучинга. И еще этому же способствовала «экскурсионная», презентационная работа по представлению группового видения символической структуры СИ-коуч-сессий участникам других групп.
А вот групповая работа по перепросмотру личных проектов для меня, в частности, оказалась менее эффективной. Наверное, потому, что для меня это был не просто перепросмотр, то есть очередное определение своей позиции относительно прописанных ранее этапов и уточнение деталей, а качественное, глобальное переосмысление проекта. И такая работа требует уединенности и сосредоточенности. Но зато именно благодаря этому заданию я поняла, что тот проект, над которым я сейчас работаю, на самом деле является воплощением не трех ДЗР, как я думала раньше, а всех семи в целом. И «раскладывание» моего проекта по всем ДЗР позволило мне выявить те области и направления работы, которые я совершенно не учитывала раньше. В результате мое видение ситуации стало более целостным, даже каким-то объемным.
И еще несколько слов я хочу сказать о темах 3-го уровня: о развивающем анализе и цепочке передач. На мой взгляд, это темы очень важные, а на модуле мы их прошли в режиме «серфинга». И в результате у меня возникло впечатление, что я получила «заархивированную» информацию, «разархивировать» которую мне предстоит самостоятельно. Понятно, что не одной, а с помощью наставника, минигрупп и рабочей группы. И параллельно с этим я поняла, что чем старше модуль, тем больше информации дается в «сжатом» виде, тем больше требуется самостоятельной активности по доскональному изучению нового материала. И в связи с этим я испытываю потребность в новой форме межмодульной работы, своего рода методической мастерской, на которой можно будет детально проработать каждую форму из каждой ДЗР, а также, что для меня лично особенно важно, детально проработать все формы по 6 процессам СИ-коучинга. Вполне вероятно, что такая работа – это уже выход на иной уровень мастерства, поскольку она предполагает наличие первоначального целостного представления о СИ-коучинге, то есть эта форма работы может быть рассчитана, скорее, на выпускников и, особенно, на наставников.
Вместе с тем, хочется специально отметить, что даже первичное знакомство с ДЗР позволяет проводить успешные коуч-сессии. И, наверное, в этом заложена еще одна особенность СИ-коучинга как системы: постепенное, поуровневое, фактически спиральное развитие, которое позволяет начинать практиковать СИ-коучинг в учебном формате уже сразу же на 1-м модуле, а на открытом рынке – по мере роста уверенности каждого в своих силах. По сути дела, такое же спиральное развитие происходит тогда, когда мы в коуч-сессии после СГЗ переходим к ДЗР.
Такое многоуровневое изучение СИ-коучинга напоминает мне чтение хорошей книги, когда первое знакомство с книгой вызывает вау-эффект, но особенное удовольствие, даже какое-то смакование, возникает не после первого прочтения, а в результате неоднократного перечитывания, возвращения к одному и тому же тексту с новым жизненным и профессиональным опытом, что позволяет открывать в книге все новые и новые глубины.
Я уже не раз писала о том, какие удивительные процессы происходят во время коуч-сессий, а также в жизни коучей и партнеров – в дополнение к разработке конкретного пошагового плана действий по реализации конкретного запроса. Хорошее настроение, позитивная энергия, обоснованная вера в свои силы, удовольствие от достижения поставленных целей – лишь небольшой перечень тех изменений, к которым достаточно быстро привыкаешь. И еще один, не менее важный процесс – это позитивное развивающее воздействие среды единомышленников, которая появляется в результате обучения в Школе. И этот круг единомышленников продолжает расширяться за счет разных форм межмодульной и внемодульной активности.
Моя благодарность создателям и ведущим Школы с каждым модулем становится все больше и больше. Спасибо всем, огромное спасибо!