+7 (925) 502-69-31 +7 (495) 502-69-31

Вверх по Лестнице Успеха 9

Несколько вводных слов
Строго говоря, здесь было бы уместнее название «Вверх по Лестнице Успеха 8 ½» (ну, как тут не вспомнить знаменитый фильм Ф. Феллини!), поскольку на самом деле на 9-м модуле я не была. И, пропустив модуль, сначала думала, что и отзыв тоже писать будет не о чем. Но потом поняла, что между модулями, как всегда, происходило много интересного – и мне есть, чем поделиться.
Между модулями. Взрослеем, мудреем…
Прежде всего, мне хочется рассказать о долгожданном факультативе Ивана Рыбкина по ролевому и сценарному моделированию, который состоялся в интервале между 8-м и 9-м модулями. Тема чрезвычайно интересная и глубокая, а на модуле мы успели разобрать только сценарии, оставив роли и маски на самостоятельную проработку. И, тем не менее, мне важно было увидеть и прочувствовать именно системно-интегративный подход к этой теме, причем получить эту информацию из первых рук.
Вряд ли я кого-нибудь удивлю, если скажу, что на факультативе было много интересного. Мы и «пошагали», и «поиграли», то есть опробовали и расстановочные, и ролевые формы работы. А еще мы услышали удивительные легенды из истории Паратеатра, с которым нам пока еще не довелось познакомиться, но который уже заявлен в программе августовского Фестиваля.
В целом же мое впечатление от факультатива таково: аппетит приходит во время еды. Да, я получила ответы на свои вопросы – и после этого вопросов стало еще больше. Впрочем, теперь я уже понимаю, что вполне могу самостоятельно «копаться» в этой теме сколько душе угодно.
И еще мне хочется подробно рассказать о том, как теперь проходят встречи нашей рабочей группы.
Во-первых, наша рабочая группа выросла численно. Поскольку на модулях и на межмодульных занятиях всегда происходит активное общение, информация о том, что наша рабочая группа проводит свои встречи с завидной регулярностью (и с такой же результативностью), была достаточно широко распространена. И к нам стали обращаться с просьбами о расширении состава группы. Мы были поставлены перед дилеммой: с одной стороны, с увеличением числа участников уменьшалась возможность побыть в роли коуча, с другой стороны, к нам в группу просились такие интересные люди, что мы, безусловно, выиграли бы, включив их в число участников. И идеи НСС победили.
Во-вторых, вскоре после этого мы почувствовали необходимость немного изменить содержание наших встреч, по-другому расставить акценты нашего внимания. Если на первых модулях мы активно отрабатывали ведение СГЗ, потом, на средних модулях, стали «крутить восьмерки», отрабатывая переход от СГЗ к ДЗР (с прохождением 1-2 форм), то теперь перед нами встала задача проведения системных сессий и, в частности, последовательной отработки всех форм, входящих в каждую ДЗР. А «крутя восьмерки», мы до последних форм обычно добраться не успевали. И мы решили сделать наши встречи «методическими»: при выборе ДЗР идти не от запроса, как было раньше, а изначально выбирать ДЗР, с которой будем работать, формировать под нее учебный запрос и затем последовательно проходить все формы, особое внимание обращая на те формы, с которыми мы еще не работали. И работе с одной системной сессией теперь могут быть посвящены две наши встречи. Точно так же, как это происходит в реальной клиентской (партнерской) работе.
В-третьих, я с удовольствием наблюдаю за тем, как наша рабочая группа все больше и больше становится похожа на настоящую минигруппу. И по серьезному уровню работы, и по тому, что в составе группы уже есть участники как 11-й, так и 12-й учебных групп. Может быть, это и нарушение формата рабочей группы, но жизнь не стоит на месте и берет свое.
Еще одно интересное для меня направление межмодульной работы – это наставничество. И оно состоит не только из конкретной работы с конкретными людьми, но и включает в себя мои размышления, мое осознание специфики этого направления.
Что касается конкретной работы в наставничестве, здесь ситуация аналогична коуч-сессии: вся информация сугубо конфиденциальна. А вот мои размышления о сути наставничества, наверное, лучше изложить в следующем разделе.
Новые открытия и очередные результаты
Когда я еще была на младших модулях, я не слишком-то задумывалась о сути наставничества, а просто обращалась к своей наставнице, Наташе Перепечко, со всеми своими вопросами и сомнениями. И очень благодарна Наташе за помощь и поддержку. Я помню наши первые встречи, когда я даже вопросы свои не могла внятно сформулировать, настолько мало было у меня знаний о СИ-коучинге – и как терпеливо Наташа мне на них отвечала, постепенно структурируя и мои представления, и нашу работу на этих встречах. И мы вместе радовались моему постепенному «взрослению» в новой профессии.
Затем у меня стали появляться мысли о том, что я тоже смогу быть прекрасным наставником. Но все это мне виделось в далеком будущем, после прохождения 10-го модуля. И когда после 7-го модуля я вдруг совершенно неожиданно для себя получила предложение включиться в программу наставничества, то сначала даже не дала согласия, отложив это предложение до осени, настолько это не входило в мои ближайшие планы. Но потом изменила свое решение, потому что мне очень интересна 12-я группа и мне не захотелось отказываться от такой прекрасной возможности поближе с ней познакомиться.
И после того, как я согласилась участвовать в программе наставничества, я начала продумывать методическую сторону вопроса и собирать информацию. И, конечно же, нашла много интересного.
Как человеку, пока еще далекому от бизнеса и имеющему собственные ассоциативные поля, куда, в частности, входит и история педагогики, прежде всего, мне в голову пришла аналогия нашей системы наставничества с ланкастерской школой, точнее – с белл-ланкастерской системой взаимного обучения. Эта система, разработанная еще в конце 18 века английскими педагогами для начальной школы с целью как можно более широкого распространения грамотности, представляла собой ступенчатую систему образования (так и хочется написать – цепочку передач), когда учитель учил старших учеников, а затем старшие ученики учили младших. У этой системы были не только плюсы, но и минусы, и, тем не менее, она получила достаточно широкое распространение. Среди плюсов были следующие: 1) объяснение материала младшим школьникам давалось на доступном им уровне, так как нивелировалась разница в возрасте и интеллектуальном развитии (в случае с ШСИК – наставники являются промежуточным звеном между минимальным уровнем знаний СИ-коучинга у новичков и теми высотами, до которых уже добрались наши магистры); 2) система стимулировала старших учеников к самообразованию (как известно, научи другого – научишься сам).
Затем за минусы, в частности, за то, что у преподающих учащихся не было необходимых педагогических знаний и умений, ланкастерскую систему раскритиковал великий Песталоцци, и она постепенно сошла на нет. И, вот, что интересно: несмотря на то, что в итоге в Европе систему сочли малоэффективной, в России она процветала и приносила значимый результат. Дело в том, что в России с целью просвещения армии устройством ланкастерских школ для солдат и юнкеров занялись прогрессивные дворяне, в том числе будущие декабристы, и они учили не только читать и писать, но и думать! (Н. Эйдельман «Первый декабрист»). И столь в этом преуспели, что вскоре солдатские ланкастерские школы в России были запрещены.
Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Про ланкастерские школы все давно уже и думать забыли, а ценная идея взаимного обучения живет и процветает.
Что касается Школы СИК, то здесь, на мой взгляд, самая что ни на есть подходящая среда и самая что ни на есть подходящая задача для такого обучения. Ведь освоение СИ-коучинга – это не только и не столько знакомство со схемам и формами, сколько освоение особого, СИ-коучингового мышления, которое, собственно говоря, и позволяет выбирать и адекватно использовать все эти схемы и формы как в коуч-сессиях, так и в жизни в целом.
СИ-коучинговое мышление – это отдельная, очень важная и очень интересная тема. Ее исследование имеет для меня двойную ценность: с одной стороны, это естественный процесс все более глубокого постижения новой профессии, с другой стороны – это теоретическое осмысление высших целей, базовых задач и миссии нашего с Наташей Репиной проекта «365!», который и создается ради того, чтобы популяризировать и развивать СИ-коучинговое мышление у детей и взрослых вне профессионального СИ-коучингового сообщества.
И здесь я делюсь своими открытиями, пока еще единичными и не собранными в целостную систему.
Например, размышления о наставничестве, направленном на развитие СИ-коучингового мышления, прямиком привели меня в сферу творчества. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, так понятие «искусство СИ-коучинга» уже давно используется, по крайней мере – на модулях, и воспринимается как само собой разумеющееся. С другой стороны, вопрос о том, а что это за искусство такое, пока остается открытым, по крайней мере, для меня самой. Впрочем, поскольку СИ-коучинг еще определяют и как искусство задавать вопросы, это определение дает направление для дальнейших размышлений, заставляя вспомнить о сократическом диалоге.
Вместе с тем, когда я определяла свою миссию в качестве СИ-коуча (вернее, даже арт-СИ-коуча), я почувствовала себя Музой. Потому что к тому времени я уже видела, что, по сути дела, СИ-коучи во время сессий не только помогают своим партнерам выстроить пошаговую стратегию достижения желаемого результата, но и вдохновляют партнеров на этот путь, привнося в связку «коуч-партнер» свое собственное состояние позитивности, удовольствия от жизни в целом и от реализации своих проектов, в частности. И это не шапкозакидательство, а спокойная уверенность в том, что все есть и будет хорошо, уверенность, основанная на личном и профессиональном опыте.
И далеко не случайно творчество входит полноправной составной частью в баланс сфер развития (личная, социальная, творческая). И это не просто какая-то дополнительная сфера, время на которую выделяется по остаточному принципу (соответственно, либо очень редко, либо вообще никогда), а непременное условие счастливой и успешной жизни в целом. Прежде всего, творчество, особенно – жизнетворчество, это пространство свободного времени, это пространство выбора, это создание возможности для дальнейшего развития, чтобы нашим личностным «точкам роста» было, куда расти. По сути дела, любой успех «пропитан» творчеством точно так же, как «ромовая баба» пропитана ароматным и вкусным сиропом. Я имею в виду творчество в самом широком понимании этого слова. Исходя из этого, мы можем творчески, креативно подходить ко всему, чем мы занимаемся в своей жизни. Развитая креативность благоприятно сказывается на успешности в любой сфере жизни и в любой деятельности. И, с одной стороны, это все вещи очевидные, а с другой стороны – с такой же ли степенью очевидности мы включаем творчество в свою повседневную жизнь?
В последнее время мне все чаще и чаще стало встречаться понятие «эквилибриум», которое в большинстве случаев трактуется как «формула психологического равновесия». Но самую интересную информацию я нашла в «Философском энциклопедическом словаре»: «Эквилибриум (от лат. aequilibrium – равновесие) – схоластическое учение, согласно которому человеческая воля только тогда свободна, когда все мотивы действия одинаково сильны, ибо только тогда она может быть свободна в выборе». А вот и современная трактовка этого понятия: «Эквилибриум есть особая форма психологического равновесия, достигнув которой человек способен постигнуть сущность мироздания, понять собственное предназначение, достичь высокого творческого роста, познать собственное «я». Эквилибриум освещает вопросы взаимодействия человека с окружающим миром, становления как существа духовного, уравновешивает социальное положение человека, привнося баланс в социальную структуру».
Это еще одно доказательство тому, что баланс ЛСТ (личного, социального, творческого), а также ЭИД (энергоинформационной и духовной сфер развития личности, что, впрочем, не входит в программу первого года обучения в ШСИК) – это не просто красивые слова. Достижение такого баланса – своего рода высший пилотаж в освоении искусства жить счастливо.
И в связи с этим мне вновь хочется вернуться к теме творчества и вдохновения. Удивительное открытие в этой области мне помогла сделать книга Яны Франк «Муза, где твои крылья? Книга о том, как отстоять свое желание сделать творчество профессией и научиться жить на вдохновении, не оборвав Музе крылья». Настоятельно рекомендую ее всем, кто хочет разобраться с этим вопросом для себя лично и для проведения успешных коуч-сессий с запросами из сферы творчества. Вот то место в книге, которое особо привлекло мое внимание:
«Вдохновение – это не то, что нисходит откуда-то свыше. Это не существо с крылышками, которое прилетает и улетает по своему желанию. Вдохновение – это состояние. Такое же, как эйфория, радость, печаль или тоска. Каждый знает вкус вдохновения, каждый хоть раз испытывал это чувство. И все прекрасно помнят, что именно их вдохновляет (или в свое время вдохновляло). Но где его взять, если оно ушло?
Интересным образом вдохновение может переходить от одних людей к другим, оно заразительно! Общеизвестно, что если у человека горят глаза и он весь светится, люди, с которыми он взаимодействует, тоже начинают светиться. … Послушав час такого окрыленного человека, они выходят со встречи с ним в таком же эйфорическом настроении. Получается, что самый простой рецепт для получения вдохновения – общаться с вдохновленными людьми. Неважно, чем они горят – приготовлением еды или постройкой дирижабля. И неважно, чем именно хотите загореться вы. Передается состояние, и оно для всех занятий одинаковое.

На самом деле тут мы подошли к одному из самых интересных пунктов в отношении вдохновения. Меня часто спрашивают: «Вот к тебе каждый день сотни людей обращаются. И все хотят не просто поговорить и получить ответы на какие-то вопросы – они, понятное дело, приходят за вдохновением. Им хочется услышать что-то такое, что их подтолкнет на действия, окрылит, сдвинет с мертвой точки. Тебе не надоело их всех подталкивать и со всеми делиться? Это же ресурс, который ты на них расходуешь». На самом же деле этот самый ресурс обладает магическим свойством – чем больше его отдаешь, тем больше получаешь назад. Некоторые пытаются объяснить и это довольно простыми примерами. Вроде: «Я кого-то смог вдохновить, конечно, меня вдохновляет сам этот факт. Потому что мне приятно быть вдохновителем. Это успех, он меня окрыляет». Это так и есть, но на самом деле работает не только это.
Вернемся к идее, что мы лучше всего вдохновляемся чужим вдохновением. Получается, что, вдохновляя кого-то, мы будто раскручиваем его, и он вдруг начинает генерировать собственные идеи, желания, цели и мечты. Это происходит на наших глазах, мы видим этот фейерверк, и он, в свою очередь, вдохновляет нас. Таким образом и происходит этот обмен – чем больше в это втягивается каждый участник, тем больше он раскручивает других. Чем больше я разжигаю в ком-то огонь, тем больше он меня же и греет».
Я позволила себе такое подробное цитирование потому, что здесь изложена принципиально важная для СИ-коучинга идея: вдохновение – это чрезвычайно важный и при этом неисчерпаемый ресурс СИ-коуча. Фактически, здесь мы имеем дело с синергетическими принципами, когда помимо знаменитой формулы 1+1=11, действует и такая: вычитание (отдавание) создает эффект умножения (многократного увеличения). Я думаю, что в этом кроется одна из причин известного факта: коучи не «выгорают», а словно вопреки времени остаются активными, жизнерадостными, полными сил и творческих планов.
9-й модуль. Предвкушение будущего удовольствия
Я уже писала о том, что, к своему огромнейшему сожалению, увы, пропустила 9-й модуль. Несмотря на то, что занятия СИ-коучингом в качестве бонуса весьма благоприятно сказываются на общем состоянии здоровья, что я уже отмечала когда-то раньше, опыт майских дней показал мне мою низкую «сейсмоустойчивость» и заставил задуматься о планомерном проведении различных оздоровительных программ.
Зная о существовании «догонялок», специальных установочных занятий для тех, кто по тем или иным причинам пропустил очередной модуль, я очень на них рассчитывала, совершенно забыв о том, что 9-й модуль был посвящен групповой работе. И, наверное, можно прыгнуть выше головы – и каким-то невероятным образом смоделировать в индивидуальной работе групповые процессы, но, все-таки, разумнее и эффективнее проходить их в естественных, групповых условиях. Поэтому мне по-прежнему еще предстоит пройти 9-й модуль – но уже с 12-й группой, и, наверное, в этом будет своя «изюминка», потому что 12-я группа мне очень интересна, и освоение групповых процессов именно с этой группой может дать весьма любопытный результат.
Мой интерес к 12-й группе не умаляет моей любви и глубокого уважения к родной 11-й группе. Просто группы индивидуальны так же, как и люди, поэтому каждая группа интересна по-своему. Какой будет 13-я?
Добавлю только еще то, что, по слышанным отзывам, 9-й модуль был необычайно интересным, принципиально отличающимся от всех предыдущих модулей. И беру на себя обязательство через полгода добавить сюда свои собственные впечатления о модуле.
Впереди 10-й модуль, потом августовский Фестиваль… Чем дальше, тем интереснее! И у меня есть предчувствие, что последний модуль и Фестиваль – это не столько окончание годового обучения в ШСИК, сколько начало нового, пока еще совершенно неведомого и при этом захватывающе интересного пути.
Иван, Эдуард, Лена, Настя, еще и еще раз спасибо вам за это поистине волшебное пространство Школы, наполненное невероятными идеями и возможностями!