+7 (925) 502-69-31 +7 (495) 502-69-31

Вверх по Лестнице Успеха 9 (обещанное продолжение)

Время, насыщенное интересными делами, летит быстро. Еще совсем недавно был май – и вот уже декабрь, а это значит, что 12 группа добралась до уровня изучения группового и командного коучинга.
Здравствуй, 9-й модуль, так некстати пропущенный мной во время моего обучения в 11 группе!
Поскольку на этот раз я пришла на 9-й модуль после того, как побывала на 10-м (об этом – отдельный разговор), я уже имела некоторое представление о том, что будет на модуле, и заранее рассчитывала на вполне конкретную информацию. Но действительность, как всегда, превзошла все мои ожидания!
Впрочем, лучше побольше конкретики. Что же это такое  - групповой и командный коучинг? По сути дела, 9-й и 10-й модули первого года обучения в Школе Системно-Интегративного Коучинга – это переходная тема от изучения личной эффективности к изучению эффективности организационной.
Если на первых 8-ми модулях мы осваивали систему методов повышения своей собственной эффективности и способы повышения личной эффективности наших коуч-партнеров, то на 9-м модуле мы уже перешли к работе с группами, а на 10-м модуле будем рассматривать и тренироваться проводить коучинг команд.
Для меня лично было большим открытием то, что «группа» и «команда» – это совершенно разные явления, несмотря на то, что многие (и я раньше тоже) часто ставят между ними знак равенства. Чем настоящая команда отличается от группы? В группе всегда один лидер, руководитель, то есть человек, принимающий решения. В настоящей команде лидера (командира) выделить сложно, так как в команде работают распределенное лидерство и партнерские взаимоотношения.
Подобно тому, как на коучинге личной эффективности мы начинали свою работу с базовой сессии СГЗ (сессии по горячему запросу), которая, прежде всего, была направлена на то, чтобы перейти от декларируемого запрос к реальному, в групповом и командном коучинге мы тоже начинаем свою работу с базовой сессии (сессия-диспетчер), во время которой, во-первых, определяем, с группой или с командой мы будем работать, и если речь идет о группе, то какой из трех типов группового коучинга наиболее уместен в данной случае.
Разным этапам развития группы/проекта/организации соответствуют разные сессии группового и командного коучинга.
На этапе стартапа актуален мотивационный коучинг. И здесь мы знакомимся с таинственной аббревиатурой МУЭГ, которая на самом деле означает мотивацию участников группы к эффективной деятельности. В результате мотивационного коучинга цели, поставленные лидером, начинают рассматриваться сквозь призму личных интересов участников группы, воспринимаются ими как свои собственные. При этом важно понимать, что мотивационные темы – это не только этап стартапа. По сути дела, любая успешная групповая работа начинается с мотивационного этапа.
Следующий этап развития группы и следующий тип группового коучинга – технологический коучинг, или коучинг сопровождения до результата. Особенность технологического коучинга заключается в том, что он проводится не для рутинной деятельности, а специально создан для внедрения новых, инновационных технологий. Поэтому технологический коучинг основан на трех главных вопросах: 1) какую технологию надо разработать, 2) какие навыки надо натренировать, 3) собственно работа с группой (после соответствующей подготовки коучем руководителя группы).
Кроме этих двух типов группового коучинга, есть еще групповой коучинг взаимоотношений с высокими экспертами и собственно командный коучинг – но это уже темы 10-го модуля.
Если раньше после проведения базовой сессии СГЗ мы в любом случае оставались в границах индивидуального СИ-коучинга, то теперь мы можем встретиться с ситуацией, когда изначально клиентом/партнером заявляется запрос на групповой/командный коучинг, а после проведения первой сессии становится понятно, что на самом деле у партнера горячий запрос на сессию по личной эффективности. Или наоборот.
Когда мы доберемся до оргкоучинга, на этой развилке появится еще и третий путь , и к этому времени СИ-коуч уже будет в состоянии определить, по какому из трех возможных путей пойдет коуч-сессия для того, чтобы клиенты/партнеры могли получить ответы на свои реальные запросы. Да, золотой квалификационный сертификат оргкоучей, как золото на приисках, добывается постоянным кропотливым трудом!
Благодаря информации и первичным навыкам, полученным на 9-м модуле, я увидела, что передо мной вновь открылись новые двери. Если раньше я старалась не работать с группами, так как не чувствовала себя достаточно компетентной для групповой работы, то теперь открыла для себя новые увлекательные возможности. Возможности, к которым жизнь буквально подталкивала меня – например, в качестве соведущей (вместе с Игорем Ионовым) минигруппы «Коучинг на кончиках пальцев». И теперь у меня есть не только знание технологии СИ-коучинга, чем, собственно, и занимается наша минигруппа, но еще и знание технологии по передаче технологии.
И коучинг не был бы коучингом, вернее, не был бы системно-интегративным коучингом, если бы мы на модуле занимались только технологиями. Идея баланса ЛСТ (личного, социального, творческого) присутствует во всем, чем бы мы ни занимались. Так, например, на этом модуле мы еще обсуждали и такие значимые вопросы, как место, которое к 9-му модулю занимает коучинг в нашей жизни. Слова Ивана Рыбкина о том, что коучинг – это наука жизни, теперь уже опираются на наши собственные конкретные достижения. Я бы даже сказала, что не только наука, но еще и искусство жизни, причем искусство счастливой жизни.
Понятие «технология», применяемое по отношению к жизни людей, много лет вызывало во мне глухое отторжение. Даже базовое определение СИ-коучинга как новейшей технологии повышения личной и организационной эффективности я для себя дополнила другим, более близким и понятным мне лично, так как я воспринимаю СИ-коучинг как пошаговое освоение мастерства счастливой жизни. Однако после того, как Иван на модуле обратил наше внимание на то, что очень многое зависит от нашего отношения к технологии, вызывает ли она у нас скуку или уважение, я решила познакомиться с этим понятием поближе. Каково же было мое изумление, когда в определении этого понятия я прочитала, что происходит оно от греческого слова «techne», которое означает «искусство, мастерство, умение»! Значит, мое внутреннее, интуитивное понимание СИ-коучинга полностью совпадает с его глубинным содержанием. Таким образом, я буквально за две минуты преодолела то кажущееся противоречие, которое беспокоило меня все это время.
А затем я пошла еще дальше – и добралась до понятия «социальная технология», благодаря которому выяснила, что в данном контексте речь идет о механизмах социальных преобразований, а не о чисто технических механизмах и машинах, как я думала раньше, не понимая, какое отношение все эти железяки имеют к человеческим взаимоотношениям.
Ну, конечно же, СИ-коучинг – это социальная технология! Потому что когда на коуч-сессиях мы помогаем своим партнерам внести в их жизнь позитивные изменения, шаг за шагом приводящие к существенному повышению качества жизни, мы таким образом оказываем позитивное микровоздействие на общество в целом. И тут мне сразу же вспоминаются идеи философии ненасилия Ганди, благодаря которым он смог мирным путем добиться независимости для своей страны – пока что исключительный случай в мировой истории. И для меня очень важно то, что вся система СИ-коучинга выстроена на принципах ненасилия. Мы помогаем партнеру решать важные для него вопросы, а не решаем их вместо него. На коуч-сессиях мы создаем особую, позитивную и поддерживающую среду, в которой партнер может раскрыться, осознать свои подлинные цели, результаты, ресурсы и т.д., выбрать свой персональный путь, определить свои собственные шаги по направлению к желаемому результату. Внимательное, уважительное и доброжелательное отношение к партнерам – одна из характерных особенностей СИ-коучинга.
По мере роста моей практики приходит все более точное осознание того, чем же я занимаюсь на самом деле. Как-то раньше я уже писала о том, что специализируюсь на персональных стратегиях и тактиках счастливой жизни. Но, по большому счету, все то же самое можно сказать и о СИ-коучинге в целом, поскольку именно использование системы и инструментов СИ-коучинга позволяет мне помогать партнерам достигать подобных изменений в жизни.
Еще одна важная тема, которую мы затронули на модуле в процессе обсуждения своих впечатлений – это вопрос о детском коучинге. Формально этот вопрос не входит в содержание модуля, но я уже знаю, что он с завидной регулярностью в тот или иной момент поднимается практически в каждой группе. Когда участники групп доходят до осознания грандиозности тех позитивных изменений, которые коучинг привносит в их жизнь, у них появляется естественное желание передать эти знания и умения детям. И здесь важно понимать, что СИ-коучинг основан на вполне определенных ценностях, прежде всего – на ценности НСС (непрерывного совместного совершенствования), что в принципе не может быть успешного детского коучинга без предварительного коучинга родителей, так как в противном случае в семьях может развиться значительный ценностный конфликт. Правило «не навреди» здесь становится особенно актуальным.
Поэтому вполне естественно, закономерно и радостно воспринимаются слова Елены Горбановой о том, что следующий этап развития Школы Системно-Интегративного Коучинга – это совместные детско-родительские группы.
Другая интересная тема, которая возникла параллельно с основной темой модуля, это тема становления нового профессионального мышления. Вот что сказала об этом Елена Горбанова: «Хороший коуч – это, прежде всего, хорошее мышление. Мышление разворачивается в другую сторону примерно 2-3 года и продолжает совершенствоваться всю жизнь». Поэтому очень важно коучинг не только изучать, но еще и регулярно его практиковать, особенно в процессе обучения. И теперь я уже другими глазами взглянула на то, что наша Школа недавно дополнилась 3-м уровнем, на котором Эдуард Падар будет посвящать нас в особые тонкости мастерства СИ-коучинга.
В заключение мне еще очень хочется сказать, что чем больше я практикую СИ-коучинг, тем больше он мне нравится, тем гармоничнее и счастливее становлюсь я сама и мои партнеры.
Тысяча благодарностей основателям и ведущим Школы! Огромное спасибо всем коллегам-единомышленникам!