Коучинг - инструмент, требующий индивидуальной настройки
В НЛП есть такие термины "процессники" и "результатники". Первым важнее организация процесса, понимание и комфортные ощущения. Для вторых - важен результат, та цель которую он хочет достичь.
Я отношусь ко вторым, поэтому когда партнёры по работе "процессники" - для меня создаётся впечатление - что они "вязнут" в своих ощущения и в понимании как должно быть всё поэтапно построено. В таком коучинге приходиться переключать свою скорость работы и больше уделять внимание коучингу как процессу. Что не всегда бывает удобным, мне приходиться подстраиваться под клиента и это бывает не очень комфортно, но как говорят у нас в школе - это моя зона развития. Зато со вторыми - легко, разговариваем на одном языке, мыслим общими категориями.
Поставьте лайк, если информация была Вам полезна. А если у Вас есть свои комментарии - делитесь.
В чем особенность профессии коуча?
Мои ошибки в начале коуч практики.
Можно ли определить насколько успешна прошла коуч сессия?
Есть разные школы коучинга. В нашей школе мы идём от партнёра, от его желания что-то поменять или от его желания достичь конкретную цель.
Очень важно, особенно в начале обучения коучингу, чётко соблюдать технологию проведения коуч сессий.
Иван Рыбкин определяет коучинг как особый вид профессиональной коммуникации. В начале мы изучаем систему вопросов на которой базируются коуч сессии, потом отрабатываем умение задавать эти вопросы и слышать, что говорит партнёр(клиент). Далее в процессе роста мастерства мы начинаем включать свою энергетику и работать с энергетикой партнёра.
Конечно это происходит не в первый год обучения. Мастерство растёт постепенно.
Я в школе с 2011 года и сейчас уже умею оценить насколько получаются коуч сессии.
Вот мои критерии оценки:
- · В коуч сессию больше работает и говорит партнёр;
- · В процессе коуч сессии и после чувствуешь легкость, так как идёшь за партнёром;
- · Коуч сессия идёт на понятном для партнёра языке, то есть обязательна подстройка;
- · Коуч сессия приводит к конкретным действиям и шагам, которые партнёр принимает осознанно.
-
И главное - это доверие партнёра коучу, так как коучинг это совместная работа. И здесь важен профессиональный опыт и достижения коуча.
А как считаете Вы?
Владлена Грачева
Наставник МШСИК "Открытый Портал"
Можно ли коучингу научится самостоятельно без школы, учителей и наставников?
- первый год - базовый курс. Курс оп Личной эффективности - одиннадцати модульная программа;
- второй год - орг.коучинг. Курс по организационной или управленческой эффективности - также десяти модульная программа.
Как стать профессиональным коучем
В чем отличие коучинга от консалтинга и психологической консультации?
Коуч в отличие от консультанта или психолога в процессе своей работы должен уметь включать безоценочное мышление, отстраняться от собственного опыта.
С одной стороны, чисто теоретически это не трудно, но с другой стороны, когда ты только обучаешься этой профессии трудно периодически отключать всё то, что отработано годами.
Задача коуча - создать поддерживающую атмосферу и помочь партнёру (в Системно-Интегративном коучинге вместо термина клиент используется термин партнёр) выстроить своё успешное будущее.
Помню как в моём обучении, мне это было очень трудно, происходила просто профессиональная ломка. На начальном этапе для меня синонимом безоценочного мышления было безразличие или отстранённость (в простонародии пофигизм). И только потом на второй год, когда я стала наставником, ко мне пришло это умение.
Можно ли оценить успешность процесса коучинга со стороны? На мой взгляд – можно.
Если есть ощущение лёгкости и поддержки со стороны коуча. Если коуч меньше говорит сам и больше задаёт вопросы. Если он придерживается технологии проведения коуч сессий (такая технология есть в нашей школе), то успех гарантирован.
А как Вы считаете? Какой был опыт у Вас?
Нужна ли коучу специализация?
Зачем учитывать организационную культуру во время обучения?
Зачем учитывать организационную культуру во время обучения?
В своё время я работала бизнес тренером в нескольких филиалах одной крупной компании. В пяти филиалах необходимо было организовать обучение. Филиалы были очень разные, даже территориально: Уфа, Краснодар, Рязань, Тула и Брянск. Предварительно были разработаны стандарты обучения, но парадокс был в том, что результат обучения был невысок.
Для меня ситуация была тупиковая, вариантов как её изменить - не видела. На моё счастье, в то время я обучалась в МШСИК «Открытый Портал».
Для меня было открытием, что в зависимости от организационной культуры филиала - визионерской, технологической, специализации или командного прорыва обучение необходимо проводить либо через идею, либо через технологию, либо через обсуждение… При этом, важно учитывать кто будет в филиале проводником обучения, с кем Вы будите контролировать и корректировать результаты.
И здесь опять пришлось столкнуться с культурой, но уже с культурой лидера. Важно было договориться о том, какие результаты ожидаем, а также согласовать наше общее видение. Благодаря знаниям и системе обучения в школе я стала понимать, что необходимо делать. Выработанное за время обучения проектное мышление помогло увидеть картину целиком, с учётом рисков и возможностей.
И только после этого результаты обучения стали давать хорошие показатели.
Сейчас, когда я работаю, как фрилансер, организация и проведения результативного обучения в различных организационных структурах, в том числе и по моей любимой программе Стандарт менеджера, не составляет большой трудности. Получаешь особое удовольствие от работы над долгосрочными проектами, когда можешь не только увидеть результат сам, но и показать его другим.
А какие проекты удалось реализовать Вам? Что или кто Вам в этом помог?
Сопровождение после обучения.
Сопровождение после обучения может длится по-разному:
1) 1) Идеальный вариант – это сопровождение в течение года. Включает себя комплекс: коучинг, тренинги, наставничество.
Коучинг помогает осознавать и самостоятельно ставить управленческие задачи.
Тренинги проводятся для выработки необходимых компетенций – управление собой, управление другими, стратегическое лидерство.
Наставничество – сопровождение по планированию, организацию, мотивации и контролю под конкретные задачи или проекты, согласованные с руководителем организации.
Предварительно проводится диагностика и создаётся индивидуальны план развития с чёткой программой обучения, которая направлена на практическое решение задач под конкретную организацию.
Так как обучение проходит без отрыва от работы (один раз в неделю по два-три часа), поэтому разрабатываются комплексный план обучения (от тайм менеджмента и постановки задач до стратегического планирования).
2. Второй вариант - в течение полгода в этом варианте тренинги заменены на микротренажи по выработке и закреплению необходимых навыков для принятия и реализации управленческих решений.
3. Третий- минимальный вариант сопровождения- это три месяца, за это время закрепляется управленческое мышление и можно начинать анализировать результаты работы руководителя с его структурой.
Важным условием эффективности этого обучения является учёт организационной культуры, только тогда теория и практика дают максимально эффективный результат.
Часто, работая с разными организациями, даже в разных филиалах одной и тоже организации обучение по стандарту менеджера приходиться видоизменять. Методика будет прежней, только её наполнение и результат могут сильно отличаться.
Научиться понимать эту специфику можно в МШСИК " Открытый Портал" на модулях Коучинг лидера, Коучинг взаимодействия лидера с группой, Коучинг оргкультуры. При этом важно, что учитывается специфика и практика российского бизнеса.
А как Вы на практике учитываете свою организационную культуру? Какие вопросы в этом направлении Вас интересуют?
Переход от матричного к проектному мышлению.
Матрица МПОК даёт возможность увидеть задачи, которые управленцу необходимо решать в своей повседневной деятельности. Как правило, начинающие руководители видят чаще проблемы – то что не решено или на что не хватает времени, чтобы это решать.
Стандарт менеджера помогает расписать эти задачи в виде проектов: как спланировать достижение необходимого результата, как организовать это достижение, как мотивировать сотрудников на работу по поставленным задачам и также что и как часто необходимо контролировать.
Практика показывает - важное условие такого обучения является последующее сопровождение, на котором обсуждается что получилось, а что необходимо скорректировать. Это сопровождение как раз и включает мышление руководителя, помогает ориентироваться на конкретный результат.
О том сколько по времени длится сопровождение мы обсудим на нашей следующей встрече. Теперь регулярно по понедельникам в этом блоге будут выходит статьи о том, как вырастить из специалиста управленца (по технологиям школы ОТКРЫТОГО ПОРТАЛА).
До нашей следующей встречи Вы можете задавать в этом блоге интересующие Вас вопросы по обучению и адаптации руководителей.